Юрюзанские комсомольцы у мемориала

Юность комсомольская моя

Юрюзанские комсомольцы у мемориалаВ этом году исполняется 99 лет со дня рождения ВЛКСМ — Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.

В наше время комсомольской организации уже нет, и сегодня далеко не все молодые люди знают, что когда-то в СССР, правопреемницей которого стала Россия, существовал коммунистический союз молодежи, что право быть комсомольцем, надо было еще заслужить.

Комсомол — это часть нашей истории, которую нельзя забывать. К счастью, сейчас еще живы участники событий, связанных с историей ВЛКСМ. И они могут поведать нам, как говорится из первых уст, о том времени, когда были молодыми, полными сил и мечтали о прекрасном будущем.

В Юрюзанском технологическом техникуме историю и краеведение преподает Наталья Плеханова. Она поделилась своими воспоминаниями с читателями нашей газеты.

— Наше поколение — родом из комсомола, и мы гордимся своей юностью. Какая это была прекрасная школа для молодежи, она воспитывала достойных граждан своей страны. Какой интересной, целеустремленной, насыщенной была наша жизнь! Многие из нас до сих пор с гордостью хранят свои комсомольские билеты.

Юрюзанские комсомольцы много лет спустя

Мы с теплотой вспоминаем субботники, сборы металлолома и макулатуры. Соревновались между собой, кто больше соберет, и всегда помогали друг другу. Дружно несли макулатуру и железо к школе. Те, кто собрали больше всего металлолома, ехали на Катав-Ивановский литейно-механический завод. На городской площади по этому поводу всегда проходил митинг, где отмечали лучших сборщиков, потом нас торжественно провожали на плавку. За нами ехала вереница машин с собранным металлоломом. Представляете, какую гордость мы испытывали за наш труд?

Надо сказать, что наше поколение никогда не боялось работы. Мы многое умели, а если что-то не получалось, то учились это делать. Мы с охотой дежурили по классу и школе, сами мыли полы, выпускали стенгазеты, работали в плодопитомнике, высаживали саженцы, убирали картофель на полях совхозов района, работали в трудовых лагерях в селе и лесхозе. Наверное, поэтому нам бывает трудно понять, почему часть нынешнего подрастающего поколения иногда пытается отгородиться от трудового воспитания.

Первые комсомольцы у нас появились, когда мы учились в седьмом классе. Им было 14 лет, а остальным — только 13. По уставу в комсомол принимали с 14 лет. Как мы завидовали первым комсомольцам в классе! Комсоргом тогда был избран Слава Неряхин. Все относились к нему с уважением, авторитет его был непререкаемым. Славины поручения выполнялись беспрекословно.

Помню, в восьмом классе нам дали нового учителя по математике. Им оказалась молоденькая девушка, которая приехала в Юрюзань по распределению. Опыта работы у нее, конечно, не было, и мы, решив, что она плохо объясняет материал, объявили ей бойкот. Большая часть учащихся ушла с урока. Только несколько мальчишек, в том числе и комсорг, остались. Конечно, потом нам всем здорово попало от классного руководителя! Но самым большим укором для нас были слова Славы: «Учиться надо, а не с уроков бегать!». И нам до сих пор стыдно за свой поступок, хотя и прошло с того времени уже 50 лет. Вскоре с молоденькой учительницей мы подружились, Тамара Давыдовна, так ее звали, вместе с нашей «классной мамой» ездила с нами в разные города на экскурсии, ходила в походы.

Слава Неряхин после окончания школы стал военным, служил в Забайкалье. Он всегда был совестью нашей комсомольской группы, ее лидером. И когда в 1994 году случилась трагедия, и Слава погиб, то на его похороны собрался весь наш класс. Мы и сейчас приходим к Славе в день его рождения или в день гибели, или просто, когда бываем на кладбище.

Нельзя не упомянуть другого нашего комсорга — Веру Рожкову. В девятом классе Славу избрали в комитет ВЛКСМ школы, и Вера заняла его место. Наш классный руководитель, Тамара Кузьминична Шекунова, разглядела в ней недюжинные организаторские способности. Мы и сейчас «слетаемся» на комсомольские собрания к Вере, на дачу. Вспоминаем нашу юность, общаемся, решаем какие-то вопросы.

Я помню все наши диспуты и комсомольские собрания, во время которых работал пресс-центр. Он отражал все важные вопросы, обсуждаемые на собрании. А иногда даже появлялись карикатуры на нерадивых комсомольцев. Все честно говорили о недостатках в работе, да и в комитет комсомола школы выбирали самых достойных, самых лучших. Комсомол воспитывал в нас активную жизненную позицию.

В седьмом классе нам поручили отыскать могилу бойцов, умерших от ран в эвакогоспитале во время Великой Отечественной войны. Этот госпиталь № 3128 размещался в здании нашей школы с 1941 по 1943 год. В поиске нам помогал краевед Леонид Николаевич Сурин. Мы разыскали тех, кто работал в госпитале. Они нам указали место, где были похоронены красноармейцы, умершие от ран. Наши шефы, рабочие цеха № 11 ЮМЗ, изготовили памятник и ограду на их могилу. Потом состоялось торжественное открытие памятника. А весной мы посадили цветы на могиле красноармейцев, летом бегали поливать их. Нас никто не заставлял, но мы понимали: «Кто, если не мы?». В конце десятого класса мы передали вахту памяти своим подшефным. И те продолжили наше дело. Комсомол, как никто, воспитывал в нас патриотизм.

К могиле Сергея Сырых и Александра Молотова на городском кладбище, которые 7 июня 1943 года умерли от ран в юрюзанском военном госпитале № 3128, и сейчас не зарастает тропа. Сюда приходят учащиеся школы № 1 и студенты ЮТТ с цветами. А несколько лет назад с помощью депутата Госдумы Михаила Гришанкова и областного Совета ветеранов удалось установить новые мраморные памятники на их могиле.

А какая была в то время преемственность! У каждой комсомольской группы были шефы-комсомольцы и коммунисты завода. Мы были частыми гостями у своих шефов, приходили к ним на экскурсии, выступали с концертами. Шефы, в свою очередь, помогали нам с ремонтом, организовывали походы и поездки.

Каждая комсомольская группа шефствовала над пионерским отрядом. Нам с Тамарой Акшенцевой вручили комсомольские путевки на работу с пионерами. Наша комсомольская группа стала одной из лучших по шефской работе. Работа в отряде, с детьми, определила наш дальнейший путь в жизни. Мы стали педагогами.

Запомнилась учеба комсомольского актива, которая проходила в селе Меседа на базе интерната. С утра шли практические и теоретические занятия, были организованы секции. Вечером — диспуты, КВНы, концерты в сельском клубе. Особенно запомнился последний день, когда девчонки настряпали пельменей на всех активистов. Я только сейчас понимаю, какие усилия были приложены организаторами, чтобы достойно организовать работу и досуг нескольких тысяч человек.

После девятого класса самые активные комсомольцы были награждены путевками в Ленинград. Каждую кандидатуру выбирали на комсомольском классном собрании голосованием. Поездка осталась в памяти незабываемым событием! Мы впервые увидели Москву и Красную площадь, Ленинград с его музеями и фонтанами Петродворца.

Когда мы учились в десятом классе, вся комсомольская организация готовилась к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. По итогам соцсоревнования, наша группа заняла первое место, и именно нам было поручено встречать ленинский рассвет 22 апреля 1970 года. Рано утром мы собрались на площади Ленина, у его памятника. Возложили цветы и замерли в почетном карауле.

А потом был последний звонок, экзамены и выпускной вечер, после которого все разлетелись, кто куда. Но мы и сейчас с удовольствием встречаемся и вспоминаем нашу незабываемую комсомольскую юность. Комсомол для нас был не просто союзом молодежи, он определил нашу дальнейшую жизнь.

По материалам Ольги Шкериной, газета “Среди Вершин». Фото из архива