Формирование народов Урала во II тысячелетии н.э.

Культура ранних башкир

Башкирский этнос начинает формироваться в Приуралье в IX—X вв., затем смешивается с населением Южного Урала (угорским и ираноязычным). Территория дальнейшего формирования башкирской народности («баджгарт» или «башкурт») включала бассейны рек Белой, Уфы, Демы, Уя, Миасса, Юрюзани, Яика (Урала). В XI—XV вв. сюда проникает тюркоязычное население, известное под названием кимаки и кипчаки. Археологами раскопаны курганы с каменными насыпями, оставленные этим пришлым населением.

Основу хозяйства ранних башкир составляло скотоводство. У южных башкир оно было связано с длительным кочеванием. Они жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры (северная лесостепь) переходят к пастушескому скотоводству и охоте.

Скот находился в частной собственности отдельных семей, происходило выделение наиболее зажиточных из них. Особенно увеличивала свои богатства родо-племенная знать. Началось разложение родового строя, особенно усилившееся в результате проникновения из Волжской Булгарии мусульманства, формируются феодальные отношения. В XIII в. башкиры вошли в состав Золотой Орды, а в XV — в Казанское и Сибирское ханства и Ногайскую орду. В XVI в.— приняли подданство Русского государства.

ethnos_1Бронзовые культовые пластины из д. Пешковой Пермской обл.

Культура предков удмуртов

Формирование культуры древних удмуртов происходит в результате смешения финно-пермских и угорских или угро-самодийских народов в IX в. н.э. Жили предки удмуртов в наземных срубных домах с очагами в центре.

Среди разных занятий населения преобладало пашенное земледелие. Высокого уровня достигло развитие металлургии, кузнечного, косторезного, ювелирного ремесла. Раскопками исследованы городища — протогорода богатырей Идны, Донды, Гурья. Все они расположены на высоких мысах и ограждены рвами и валами. Главным из них, видимо, был Иднакар — сильно укрепленный ремесленный, торговый и административный центр. В Иднакаре собрана коллекция уникальных костяных вещей со скульптурными изображениями животных.

Культура предков коми-пермяков

В Верхнем Прикамье исследовано Роданово городище, по которому и названа родановская культура предков коми-пермяков (IX—XV вв.). Выделенная по археологическим объектам (свыше 400 поселений и могильников) территория ее совпадает с границами Перми Великой, описанной в житии Стефана Пермского. Поселения располагались на берегах рек (городища на более высоких, чем селища). Бревенчатые дома имели одно- или двускатную крышу и вместе с придомным участком иногда окружались оградой.

Главное занятие коми-пермяков — пашенное земледелие (на их территории найдены железные ральники, лемехи плугов, серпы, жернова из камня). У племени родановской культуры были развиты кузнечное дело, обработка кости, дерева, кож. Они также разводили скот, ловили сетями рыбу, охотились на пушного зверя.

Одним из торговых и ремесленных центров было городище Анюшкар. Расположенное на высоком и широком мысу одного из притоков Камы и укрепленное валом, оно служило местом укрытия и защиты местного населения. На городище располагались бревенчатые дома с двускатной крышей, домницы для варки железа, кузницы, многочисленные бронзолитейные печи, мастерские. Найдено и место, где жители городища проводили обряды, направленные на получение хорошего урожая, богатого приплода от скота, удачной охоты. Сохранился очаг с обломками жерновов, обгоревшими зернами и медным идолом, черепа и кости животных, уложенные в специальном порядке.

Древние коми-пермяки торговали с предками удмуртов, башкирским и угорским населением, Волжской Булгарией, Северной Русью. С XI—XII вв. на территории коми-пермяков начинают селиться русские, с приходом которых распространяется христианство.

Культура предков коми-зырян

В Северном Приуралье складывается вымская культура, в которой много сходного с традиционной культурой коми-зырян. Она сформировалась на местной основе при участии прибалтийских финнов, славян и, возможно, угров, самодийцев.

Населившие берега р. Вычегды и ее притоков предки коми-зырян вели комплексное хозяйство: занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством. Активно велась торговля с Волжской Булгарией, Северной Русью, Прикамьем. В обмен на пушнину в Приуралье поступали украшения из бронзы и серебра, металлическая посуда, замки. Были развиты металлургия, металлообработка, столярное, косторезное, кожевенное и ткацкое производства. Происходит имущественное и социальное расслоение общества, особенно быстро богатеют люди, связанные с торговлей мехами.

Культура предков манси

В Зауралье в X—XIII вв. существовала юдинская культура предков манси. На Юдинском городище, представлявшем собой круглый холм, окруженный рвом и валом, удалось восстановить конструкцию вала. Он состоял из деревянных клетей, заполненных песком и частоколом. На городище найдены керамика, кости животных, орудия из бронзы и железа, глиняные фигурки людей. Почти все поселения были укреплены, на них располагались срубные (зимние) и шатровые (летние) дома. Основным занятием были скотоводство, охота и рыболовство. На Андрюшином городище под Тюменью в жилищах были найдены кости животных и рыбья чешуя.

Приобъе

Район с III в. н.э входил в состав Обь-Иртышской археологической общности, просуществовавшей до середины II тыс. н.э. Эта общность — предки угров и самодийцев, но установить более точно истоки конкретных современных народов на этой территории пока невозможно.