Улица Абражанова

Улица Абражанова в Юрюзани

Поближе к лесу

«Василовкой называют южный район Юрюзани, отделенный прудом от центральной части города, — пишет в своем исследовании Мария. — Работая с хронологией города, я узнала, что возник этот микрорайон после закрытия завода в 1909 году, 12 июня 1908 года была сделана последняя плавка чугуна. Завод остановлен как «не приносящий дохода». Управляющий заводом Глинков отдал распоряжение о ликвидации дел. Началось варварское уничтожение металлургического оборудования. Многие рабочие завода остались без средств к существованию. Несколько жителей города переселились поближе к лесу, к земле, чтобы жить своим хозяйством, разводить домашний скот, обрабатывать землю.

Четыре Василия

Сразу четыре Василия переселились за пруд. Первый дом поставил здесь для своей семьи Василий Андреевич Чуманов. Был он лошадником, а за прудом было раздолье для целого табуна. На берегу срубил себе избу Василий Степанович Хардин — плотник по специальности. После революции его избрали председателем заводского профсоюзного комитета. Третий из поселенцев — Василий Жилов — был лесником, и ему, как говорится, сам Бог велел жить поближе к лесу. Четвертый — Василий Терентьевич Алаторцев, рабочий механического цеха, после революции был избран народным судьей. Память об этом человеке люди увековечили в названии одной из улиц этого микрорайона.

Но правильнее говорить не Василовка, а Васильевка — от имени первых поселенцев Василиев».

Увековечили имя заслуженного медика

Сейчас в Василовке живет более 1000 человек. Здесь долгое время располагалась заводская больница, в которой была и поликлиника, и родильное, и хирургическое отделения. Она была построена, скорее всего, после 20-х годов. Работали в ней в разные годы такие гениальные врачи, как Галина Гончарова, Надежда Соловьева, Элла Воробьева. А именем еще одного легендарного медика, Александра Абражанова, названа одна из центральных улиц Василовки.

Улица Абражанова

До 1968 года улица называлась Лесозаводской, а 26 апреля этого года председатель Юрюзанского горисполкома Совета депутатов трудящихся Д. Минаев подписал решение№62 «Об увековечивании имени профессора А. А. Абражанова», о чем свидетельствует архивная справка. Здесь же было сказано, что решение такое принято в связи с 50-летием советской медицины. Имя присвоено улице «за большие заслуги профессора А. А. Абражанова перед населением г. Юрюзани». И действительно было за что.

Александр Алексеевич родился еще в конце 19 века, в 1867 году, в Ржеве тогда Тверской губернии. Происхождения он был, скорее всего, далеко не пролетарского. Представьте: закончил в 1891 году Варшавский университет, работал хирургом в Мариинской больнице Санкт-Петербурга. Но, тем не менее, как человеку прогрессивному, революционные взгляды ему были близки. За них его арестовали и выслали подальше от столиц — так Александр Алексеевич и попал в Юрюзань в 1893 году.

Единственный специалист на всю округу

«Мне много доводилось слышать рассказов об этом чудесном докторе от старожилов Юрюзани, — писал в одной из своих книг Леонид Сурин. — В его распоряжении была крохотная заводская больничка на десять коек. Но Абражанов никогда не отказывал не только юрюзанцам, но и больным из соседних заводов и деревень, он был единственным специалистом на всю огромную округу горнозаводского Южного Урала… Вот что записал член Горного ученого комитета Л. Бертенсон после обследования Катав-Ивановского завода в 1891 году: «Госпиталь — ветхое, тесное, давно капитально не ремонтированное, неряшливо содержимое здание. Нет приемной для амбулаторных больных. Палаты недостаточно поместительные, низкие. Отвратительные отхожие места, нет покойницкой, нет помещений для заразительных больных». Вот в этой крохотной больничке на десять коек он и работал. Лабораторию же свою вынужден был оборудовать в обыкновенной крестьянской бане».

Нам не удалось найти сведений, где тогда находилась эта заводская больница, в которой и работал Абражанов.

Лекарь-кудесник

Своим появлением на свет, хоть и опосредованно, но обязан профессору Абражанову и сам Леонид Николаевич. «Только одно обстоятельство отличало молодых Суриных (дедушку и бабушку Леонида Николаевича прим. авт.) от других семей на их улице в юрюзанской Сосновке. У всех — многодетные семьи, детишек — пруд пруди, мал, мала меньше. У Елены с Федором детей не было. И дома перед иконой, и в церкви клала бесчисленные поклоны молодуха, молила: «Господи, пошли мне ребеночка!» Возносились к небу горячие молитвы и оставались без ответа. Год за годом прошли после замужества долгих и трудных семь лет. Детей не было. Спасение для отчаявшейся женщины пришло неожиданно. И явилось оно в лице молодого врача, который приехал в уральскую глухомань не по своей воле. Можно себе представить, каких трудов стоило неграмотной стыдливой женщине заставить себя пойти к врачу. Но о нем уже шла слава по всей Юрюзани как о лекаре-кудеснике. И операция понадобилась совсем несложная. А потом наступило долгожданное. В мае 1900 года у Елены Михайловны Суриной родился мальчик, которого назвали в честь Николая Чудотворца. Это был мой отец. А потом в семье Суриных дети пошли как грибы после дождя: Петр, Ольга, Георгий, Агриппина, Анна, Екатерина, Александр… Все они дожили до зрелых лет. Всего же бабушка моя рожала 14 раз, но другие дети умерли в младенчестве».

Хирургии посвятил всю жизнь

Шесть лет проработал Абражанов в Юрюзани, потом по просьбе земских властей переехал в Златоуст. На огромном фактическом материале, собранном в Юрюзанской заводской и Златоустовской земской больницах он написал и успешно защитил в Петербурге в императорской военно-медицинской академии диссертацию «Пересадка и пломбировка костей», получил ученую степень доктора медицинских наук». С 1903 года работал в Полтаве, потом — в Харькове. До самой смерти, с 1922 года, Александр Алексеевич заведовал кафедрой факультетской хирургии в Днепропетровском медицинском институте. Здесь профессор и умер, как солдат, на боевом посту, в 1931 году. Леонид Сурин пишет, что он как раз делал операцию по удалению почки, она уже шла к концу. Вдруг профессор покачнулся и рухнул на пол прямо у операционного стола. Остановилось сердце.

Пример Александра Абражанова доказывает, что жить и работать, получать звания и научные степени, помогать людям можно везде. Даже в уральской ссылке.

Медгородка давно уже нет

— Я работала в василовской больнице с 1979-го по 1986 год медсестрой, — рассказывает Наталья Соловьева, жительница микрорайона. — Это был целый медгородок из нескольких зданий, деревянных, здесь же стоял двухэтажный жилой дом для сотрудников. Основную часть отделений перевели на «финские» в 1984 году, а до 1986 года еще продолжало работать кожное отделение, но как аварийное его тоже закрыли. Сейчас ни одного из зданий уже нет, теперь на этом месте стоит автозаправка, на выезде из Василовки в Трехгорный. В лучшие времена, когда в Василовке действовал леспромхоз, здесь жило до 3000 человек. Был большой детский сад в два этажа, группы были забиты детьми под завязку. Теперь единственным очагом культуры здесь является основная школа №3, что в переулке Мичурина. А сам поселок превращается в дачный.

По материалам  газеты “Авангард”.

Использованы фрагменты научной работы «История Юрюзани в топонимике» Марии Сауленко, предоставленной преподавателем Наталией Плехановой, отрывки из книги Леонида Сурина «Возле гор и рек уральских».