Кропачево вокзал

Поселок Кропачево

В справочнике «Волости и важнейшие селения Европейской России (губернии Приуральской группы и Крайнего Севера), изд.ЦСК, Спб, 1885 г. поселка Кропачево не значится. Поселку дала название станция Кропачево на строящейся с 1888 г. по   1890 г. железной дороге Уфа-Златоуст.

Названа по имени купца-подрядчика Александра Павловича Корпачева (1824-1906), принимавшего участие в строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги, почетного гражданина Перми, получившего в 1881 году от Александра II высший сословный чин «коммерции советник». Его дома и до сих пор украшают улицы Перми. Будто бы этот купец в годы строительства железной дороги, именно в неурожайные 1891-й и 1892 годы, бесперебойно снабжал путейцев хлебом. За свои труды и щедрые пожертвования в пользу Церкви и Красного Креста был награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней, Святого Владимира 4-й и 3-й степеней и Святого Станислава 2-й степени.

Вокзал п. Кропачево 1903 гПоселок при станции мог возникнуть не ранее 1900 года. Данные по станции можно считать точными, так как они основаны на документах

Вот,  что по этому поводу писал журналист, почётный гражданин города Юрюзани Леонид Николаевич Сурин:

«Любопытно происхождение названия станции Кропачево. Деятельность богатого пермского торговца Александра Павловича Кропачева, чьим именем была названа станция, могла бы послужить прекрасной иллюстрацией развития капиталистических отношений в России после отмены крепостного права.

И все предки Александра Кропачева, и он сам были крепостными крестьянами князей Всеволожских. Получив домашнее образование, Александр Павлович был зачислен в купеческое сословие и всего себя отдал торговле — сначала металлами, затем — хлебом, льном, семенами.

Его успешные торговые операции скоро распространились с Пермской на Уфимскую, Оренбургскую и Тобольскую губернии. Советник коммерции, Кропачев развивал судоходство и судостроение. А в нижнем течении Юрюзани устроил хлебную пристань. Заслуги А. П. Кропачева особенно наглядно проявились в неурожайные годы, когда, несмотря на трудности, он сумел организовать бесперебойное снабжение хлебом строителей железной дороги. В благодарность за это и была названа одна из станций его именем.»

В названии станции фамилия немного искажена; большинство местного населения до сих пор именуют населённый пункт «Корпачево». Станция Кропачево входила в состав Самаро-Златоустовской железной дороги. После революции 1917 года станция несколько раз меняла свою принадлежность: относилась к Пермской ж/д, Уфимской ж/д, а сейчас к Южно-Уральской ордена Октябрьской Революции железной дороге. В 1900 году на станции было всего 3 пути. Пути были короткими, на них вмещалось до 40 двухосных вагонов. Вагоны были маленькими, с деревянной стойкой, с ручными тормозами. Вагоны сцеплялись цепями, подъемная сила вагона была 600-800 пудов (10-12 тонн), 40 человек или 8 лошадей – так было написано на вагонах. Пассажирские вагоны были оборудованы нарами. Пассажиров в то время было мало. Люди в основном ездили на лошадях в Ерал, Муратовку, которые были большими деревнями. В Кропачево в 1899 году было всего лишь несколько домов. На горе сплошь рос лес, который во время стройки был вырублен, а во время Великой Отечественной войны служил населению растопкой. Из воспоминаний старожилов установлено, что машинисты в Кропачево 100 лет назад были почетными людьми. В старое время машинисту паровоза платили золотом в размере 24 р. золотыми монетами. Помощнику машиниста платили 18 р. золотыми монетами, кочегару 5 р. золотыми монетами. Начальником депо 100 лет назад был еврей Галштейн. Когда началась революция, он с двумя чемоданами золота уехал за границу, оставив всю мебель и утварь. Под натиском Красной Армии в июле 1919 года со станции ушли последние отряды белогвардейцев, разрушив мосты, стрелки, связь и здания. Вернувшись с фронта Ушаков, Веселов и другие организовали железнодорожников на восстановление разрушенного хозяйства.

Вокзал п. Кропачево до 1941 г

С 25 февраля 1929 года поселок Кропачево Ашинского района, Челябинской области отнесен к категории рабочих поселков. Население 5018 чел. (на 1 января 2011г. по результатам переписи населения в 2010 г.)

Сегодня станция Кропачево является узловой станцией 1 класса. Здесь располагается 35 станционных путей, общая полезная длина которых – более 20 км. Погрузка по станции Кропачёво в 2010 году составила 1898 вагонов.

Глава Кропачевского городского поселения Гайнетдинов Галимьян Загирович.

Кропачево вокзал