На Южном Урале легенд, связанных с пугачевскими кладами, довольно много. Во время восстания XVIII века в руки пугачевцев попало немало золота и других ценностей. Отсюда и молва, и неустанная работа народного творчества. Известны истории о кладе Пугачева на Чусовой, на Яике (Урал), на Туре и много где еще. В рассказах лишь меняется вес сокрытого золота.
Совсем недавно во время одного из погружений челябинский дайвер обнаружил на дне озера Увильды деревянную лодку. Старинное судно сохранилось почти в первозданном виде и, как предполагает искатель, может представлять историческую ценность. По предположениям археологов, лодка затонула еще в XIX веке.
«Скорее всего, это судно начала XIX века. Оно могло использоваться рыбаками. Но только по видео нельзя точно сказать, нужно достать лодку, чтобы ее могли оценить несколько специалистов. Безусловно, это ценная этнографическая находка, и музей готов принять ее в дар. У нас уже есть в зале похожая лодка, поднятая со дна озера Улагач».
Алексей Шапиро, археолог Челябинского областного краеведческого музея
Однако один из вариантов, который рассматривают кладоискатели, иной — на этом судне могли везти золото, топазы, кристаллы. Из-за перегруза судно не выдержало и пошло ко дну. В начале июня лодку подняли, но ничего обнаружено не было.
Немало преданий Челябинской области посвящено местам захоронения сокровищ времен пугачевской войны на Южном Урале. Многие так и остаются легендами, а достоверность некоторых проверяют ученые-краеведы. Иногда случается и такое: увлеченные краеведы шуршат в архивах ломкими листами отчетов уральских заводских управлений XVIII–XIX веков в поисках указаний на сокровища, а находят описи неизвестных выходов рудных жил, кварцев и других полезных ископаемых.
Известно, что Емельян Пугачев всю казну войска с собой не возил. По частям прятали ее в местах, которые отмечали приметными знаками. Есть на Южном Урале красивейшее озеро Тургояк. Рядом с огромным озером всего в 300 м расположено другое небольшое озеро, Илистое, тинистое и совсем непрозрачное, — Инышка. В этом небольшом мутном озере и утопил, по легенде, Пугачев пару бочонков с золотом. Этот клад начали искать сразу же после того, как разбили его отряды. К кладу пытались пробиться и через туннель из озера Тургояк, но не смогли. Потом пытались просто поднять со дна. Многометровые отложения сапропеля и торфа не дали этого сделать. Дайверы, спускавшиеся на дно озера, говорили, что там можно спрятать весь золотой запас России.
«Считаю эту легенду и не совсем легендой. Легенда ведь это что? Сказка, выдумка. А в наших местах население накинулось на поиски и добычу клада со всем присущим трудолюбием. Но пока все безрезультатно. Так и лежит нетронутым и недобытым клад пугачевский».
Василий Румянцев, местный житель
Практически в каждом поселке на Южном Урале, который не миновали пугачевские волнения 1773 года, старожилы рассказывают легенды о сокровищах Емельяна Пугачева. Так, на берегах реки Ай — легенду о трех дубах. Один из пугачевских атаманов вместе со своей женой закопал там награбленное добро. Его убили в сражении, а жена Акулина дожила до глубокой старости. Умирала в нищете, но рассказала своим близким о месторасположении клада.
Еще одно место — пещеры у озер Большое и Малое Миассово. Некий дед из села Непряхино хотел показать своим односельчанам место затаенных пугачевских сокровищ. Легенда гласит, что еще до войны местные мужики до него добрались. Когда они набрали ружей, всякого добра, пещера обвалилась. Никто не погиб, но мужики сильно испугались и больше туда не ходили.
В Троицком районе у бывшей казачьей станицы Степное есть огромная круглая глыба. Это недалеко от трассы Челябинск — Магнитогорск. Местные жители уверены, что именно под этой глыбой зарыт пугачевский клад. Что только с этой каменюкой ни пытались сделать — гранатой взорвать, трактором сдвинуть, подкоп прорыть, — ничего так и не удалось.
Есть и другие богатства. Так, говорят, что археологи искали старинную пугачевскую пушку, а нашли разоренный демидовский заводик. Как-то к челябинским археологам пришел лесник с таежного кордона и рассказал, что в тайге на границе Нязепетровского и Карабашского районов в болоте видел дуло пушки. Скорее всего, пугачевской. Лесник обещал показать ученым путь, но в назначенный день не пришел. По оставленному телефону ответили, что никогда не слышали о таком человеке. Археологи поехали по схеме, которую он оставил. Разобраться в таежных дорогах было непросто, и археологам пришлось постоянно останавливаться и спрашивать путь у местных жителей. Один из них и показал им остатки разрушенного завода: плотины, цехов, водяных колес. Так ученые раскопали сожженный Пугачевым и забытый потом Азяш-Уфимский завод.
Впрочем, как оказалось, клады Южного Урала можно связать не только с Пугачевым или Демидовыми. Так, несколько лет тому назад прошла сенсационная новость: ученые-археологи нашли в Увельском районе, под Кичигино, древнее захоронение сарматов. Курганов было несколько, и в одном из них лежали останки жрицы в золотых украшениях. Ее шею украшала бронзовая гривна, обтянутая золотой фольгой и декорированная фигурами диких животных. На руках были золотые браслеты и кольца. Все эти украшения сейчас находятся в областном краеведческом музее под стеклом, и даже не копии, а оригиналы. Их восстанавливали около двух лет. По черепу также восстановили лицо сарматской жрицы, женщины европейской наружности, которой было около 50 лет. По результатам исследований археологи высказали предположение, что Кичигинский могильник — место захоронения представителей довольно знатного рода, который был хозяином этих мест. Ювелирные изделия из этих курганов изготовлены из золота, добытого на Южном Урале. Это место — Кочкарский рудный район, где золото добывается до сих пор. Это примерно в 30–40 км от Кичигино.
«Вполне возможно, что этот аристократический род контролировал добычу золота в данном районе. Кроме того, большое количество бронзовых вещей, найденных в могильнике, говорит о том, что богатые сарматы контролировали поступление других металлов из близлежащих регионов. Мы нашли погребение, которое датируется VII — началом VI века до нашей эры».
Александр Таиров, челябинский профессор
Также сокровища ищут в старых домах Челябинска. При реставрации или реконструкции старинных особняков под старым полом или где-нибудь за штукатуркой может оказаться припрятанное или просто забытое добро. Например, во время археологических раскопок в районе улиц Кирова и Карла Маркса ученые нашли в земле узел, а в нем ярко-зеленый малахит. Пару столетий назад какой-то мастер собирал красивые камушки для поделок.
Однако Южному Уралу есть что показать и помимо Челябинска. Например, город Пласт — местную столицу золотопромышленников. На месте старых золотых выработок местные жители до сих пор втихаря ищут золотишко. Рассказывают, что в городе даже есть нелегальная скупка золотого песка. А местная детвора после дождя проходит по песчаным выработкам и находит драгоценные и полудрагоценные камни — цитрины, горный хрусталь и даже топазы.
Троицк — бывший купеческий город. Много старинных церквей и зданий, подземных ходов. Храмы в Троицке имеют подземные ходы, где священники прятали церковное добро. Сегодняшние служители церкви отрицают наличие таких ходов, дабы не провоцировать искателей кладов на разграбление ценностей. Но местные жители им не очень-то верят.
В Кыштыме была резиденция заводчиков Демидовых — ветвь одного из внуков родоначальника знаменитой семьи. Правда, уже в середине XIX века богатеи Демидовы стали жить в Петербурге и за границей, а деньги хранить в надежных европейских банках. Но до сих пор не удалось разыскать секретное подземелье под усадьбой Демидовых, где, по легенде, располагался завод по нелегальной чеканке серебряной монеты.
По материалам из открытых источников в сети интернет