Четверть тысячелетия существует город (по нынешней терминологии — городское поселение) Юрюзань, история которого связана со всей историей российской металлургии. В середине ХVIII в. два предприимчивых сибирских купца Иван Борисович Твердышев и Иван Семенович Мясников основали на берегу горной реки Катав по указу императрицы Елизаветы Петровны от 23 мая 1755 г. «железовододействуемый» завод. Река и имена владельцев-основателей дали ему имя Катав-Ивановский. 5 октября 1757 г. первая домна Катав-Ивановского завода была пущена в действие и стала выплавлять из бакальской руды чугун, который перековывали в железо с помощью кричных молотов. ( На фото: плотина и мост на Юрюзанском пруду. Справа — Юрюзанский механический завод. Конец XX в.Фото Л. Сурина)
Но домна была такой мощности, что восемь молотов, которые действовали с помощью воды заводского пруда, не могли переделать на железо весь чугун, а на дополнительные молоты в реке Катав уже не хватало воды.
Весной 1758 г. Твердышев и Мясников обратились с просьбой в Сенат, чтобы им позволили построить завод на реке Юрюзань по соседству с Катав-Ивановским заводом. Эта просьба была удовлетворена. В Указе правительствующего Сената, подписанном и скрепленном печатью императрицы Елизаветы 6 ноября 1758 г., говорилось: «…Приказали по тому его асессора Твердышева прошению при вышеозначенной, зачатой им обще с товарищем его Мясниковым в Оренбургской губернии строением на речке Юрюзане плотине для перековки чугуна в железо от 10 до 15 молотов или более, сколько та речка поднять может, сделать дозволить». Так по соседству с Катав-Ивановским заводом возник еще один «железовододействуемый» завод, которому по аналогии река и имена владельцев дали название Юрюзань-Ивановский.
Сначала этот завод перековывал в железо катавский чугун. Но в январе 1762 г. Иван Твердышев обратился с челобитной к царю Петру III, в которой просил разрешения построить домну на Юрюзань-Ивановском заводе. Такое разрешение было дано, и в марте 1763 г. в Берг-коллегию поступил рапорт, в котором сообщалось, что домна «совсем построена и сего года февраля 24 числа углем засыпана, а 25 числа оного февраля с Божьей помощью меха пущены, и началось действие выплавкою чугуна». В горах Южного Урала Твердышев и Мясников кроме двух вышеупомянутых заводов основали также Усть-Катавский, Симский, Белорецкий и другие железоделательные и медные заводы и стали владельцами огромной и могущественной компании.
Но у Твердышева не было детей, а у Мясникова — четыре дочери. Между ними и были поделены заводы после смерти основателей. По Раздельному акту от 25-го апреля 1782 г. Юрюзань-Ивановский и Верхоторский заводы достались майорше Аграфене Ивановне Дурасовой, а Катав-Ивановский с Усть-Катавским и Архангельский заводы — статской советнице Екатерине Ивановне Козицкой. Дочь Козицкой, Анна Григорьевна вышла замуж за видного царедворца князя Белосельского-Белозерского. Унаследовав от матери Катав-Ивановский и Усть-Катавский заводы, не упускала из виду и Юрюзань-Ивановский, и когда его владелец Николай Дурасов вздумал продать завод купцу Старикову, Анна Григорьевна опротестовала эту сделку. 12 апреля 1817 г. Сенат решил: «Выкуп княгиней Белосельской-Белозерской родового имения бригадира Дурасова, купцу Старикову проданного, утвердить». На целое столетие, вплоть до Октябрьской революции, владельцами Катав- и Юрюзань-Ивановских заводов, окрестных сел и деревень, а также огромной территории нынешних Катав-Ивановского района, городов Трехгорного и Усть-Катава стали князья Белосельские-Белозерские, гордившиеся своей близостью к императорскому двору( На фото: городской Дворец культуры. Фото Л. Сурина)
Все события, происходившие в России за последние 250 лет, так или иначе касались Юрюзани. Тяжелый след оставила на Юрюзань-Ивановском заводе Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Башкирские повстанцы разрушили завод. Заводчик сообщал в Берг-коллегию, что на заводе «совсем развалились три печи и три горна», не выплавлено чугуна 356 тыс. пудов. Убытки составили 63504 руб. Убито и умерло 266 мужчин и 85 женщин.
Восстановленный завод снова стал давать России металл. Значение его ярко проявилось во время войны с Наполеоном. В 1812 г. в Юрюзани было отлито 1800 пушечных ядер, 650 бомб и 2 тыс. двадцатифунтовых гранат для русской армии. В 1813 г. Юрюзань-Ивановский завод изготовил 4888 ядер и 1200 бомб.
Но это была жестокая эпоха крепостного права, и крепостные крестьяне не раз поднимались на борьбу за свои права. В 1829 г. в Юрюзани и деревне Минке вспыхнуло одно из самых грозных восстаний мастеровых ХIХ в., жестоко подавленное царскими войсками. Девять главных участников восстания — Осип Базанов, Иван Карабанов, Афанасий Строев, Игнатий Сырцев, Мартин Костин и др. — получили по тысяче палочных ударов каждый и были навечно сосланы в арестантские роты, а восемь менее виновных получили по 500 палочных ударов. Предводитель крепостных крестьян конторский служитель Илья Иванович Тараканов был препровожден во 2-й департамент Пермского горного правления, и там его следы затерялись.( На фото: юрюзанский завод. 1910 г. Фото С.М. Прокудина-Горского)
Середина ХIХ в. связана в Юрюзани с именем такой незаурядной и противоречивой личности, как генерал Иван Онуфриевич Сухозанет. Участник войны с Наполеоном, человек отменной храбрости, он был убежденным крепостником. После женитьбы на дочери княгини Белосельской-Белозерской, получив Юрюзанский завод в приданое, надолго запомнился юрюзанцам массовыми порками за малейшую провинность. Для крепостных крестьян Сухозанет составил так называемые «Нравственные юрюзанские записки» из 20 параграфов. Первые параграфы этого «кодекса» гласили: «Страх Божий есть начало премудрости», «Почитай и люби своих родителей и своих начальников», «Страшись праздности, она есть мать всех пороков», «Учение лучше богатства», «Кто малым не доволен, тот большого не достоин».
Смерть генерала Сухозанета и отмена крепостного права произошли почти одновременно. 5 сентября 1861 г. был совершен раздел имущества между детьми покойного генерала Александром и Анной. Юрюзанский и Минский заводы, Меседа, Первуха, Тюлюк, Тюбеляс и другие деревни стали собственностью поручика Александра Ивановича Сухозанета. Утвержденная при нем «Уставная грамота» оставляла в пользование крестьянам, которые стали называться мастеровыми, только огороды при их домах. А остальной землей и лесом распоряжался владелец. Большой урон заводу принесло летнее наводнение, случившееся в июне 1862 г., и взрывы доменных печей в последующие годы. Попытка добиться ссуды в 80 тыс. руб. и обращение к царю успеха не имели. Поручику ответили отказом. Не добившись помощи, Сухозанет стал отдавать завод в аренду, а в 1891 г. продал его двоюродному брату князю Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому. Во владении Белосельских снова оказались все заводы Катав-Ивановского округа
Начало ХХ в. отмечено на Юрюзанском заводе ростом забастовочного и революционного движения. В 1902 г. на заводе возникла подпольная организация социал-демократов (большевиков). Ее руководитель Яков Гурьянович Зайцев имел тесную связь с фельдшерицей Катав-Ивановского завода революционеркой Аполлинарией Николаевной Кривошией и ее товарищами из среды рабочих. Весной 1903 г. организации в Катав-Ивановске и Юрюзани были разгромлены жандармами.( На фото: дома, построенные для работников механического завода в 1960-1970-х гг. Перекресток улиц Советская и Зайцева. Фото Л. Сурина)
Зайцева сослали в Олонецкую губернию, в Повенец. Но революционная деятельность на заводе продолжалась. Юрюзанцы участвовали в Революции 1905-1907 гг. В феврале 1907 г. депутатом 2-й Государственной думы от Уфимской губернии был избран рабочий Юрюзанского завода большевик Иван Давыдович Серебряков.
Металлургическим предприятием Юрюзанский завод был на протяжении полутора веков. На заводе действовали 3 домны, 7 пудлинговых и 11сварочных печей. Высококачественный металл выплавлялся в мартеновской печи. Однако Юрюзанский завод не выдержал конкуренции. 12 июля 1908 г. его домны выдали последнюю плавку чугуна, и по приказу князя завод был остановлен «как не приносящий дохода». А затем началось его варварское разрушение и продажа оборудования на металлолом. От окончательного уничтожения завод спасла Октябрьская революция.
В период Гражданской войны контрреволюционный белочешский мятеж стоил жизни многим южноуральцам. Были расстреляны и погибли в колчаковских тюрьмах десятки жителей Юрюзани. Но 7 июля 1919 г. после упорного боя, продолжавшегося несколько часов, Юрюзанский поселок был освобожден от белых красноармейцами 214-го Симбирского стрелкового полка 24-й Самаро-Ульяновской дивизии, которая за стойкость и храбрость в боях получила название Железной. Советский период в истории Юрюзани начался с восстановления завода. Возродить металлургическое производство оказалось невозможным. Но в марте 1921 г. в Юрюзань доставлено оборудование петроградского завода Посселя, и в цехах Юрюзанского завода стали производить конные подковы для кавалерии Красной Армии и гражданского населения, конноподковные гвозди, шипы, телеграфные крючья.
В 1940 г. юрюзанцы изготовили 14 млн подков, 848 т гвоздей, более 30 млн шипов для кавалерии, около 4 млн телеграфных крючьев и 12 тыс. ключей для навертывания на подковы шипов.
Новая страница в истории завода открылась с началом Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 г. в Юрюзань было эвакуировано из Тулы оборудование патронного завода № 38, вместе с ним приехали сотни эвакуированных туляков со своими семьями. Самоотверженный героический труд творил чудеса.( На фото: железная дорога Вязовая — Катав-Ивановск, огибающая Юрюзанский пруд в районе Первого ущелья. Фото Л. Сурина)
К 24-й годовщине Октября из Юрюзани на фронт отправлена первая партия патронов. А в 1942 г. их среднемесячный выпуск составил 32 млн 777 тыс. штук. Во главе с директором завода Василием Афанасьевичем Азаровым коллектив патронного завода № 38 имени С.М.Кирова с каждым месяцем наращивал выпуск оборонной продукции, которую с таким нетерпением ожидали на фронте.
Острую нехватку электроэнергии (до войны ее давала вода заводского пруда) удалось преодолеть благодаря строительству электростанции на северной окраине Юрюзани за Сосновкой. Подлинный трудовой героизм проявили рабочие «Юрюзаньстроя». Эту организацию возглавлял депутат Верховного Совета СССР Михаил Семенович Савинов. Возведя многоэтажное здание станции, юрюзанцы пустили турбогенератор, не дожидаясь окончания монтажа котла. Был использован пар паровозов серии ФД. Патронный завод получил долгожданную электроэнергию в марте сорок третьего, а в декабре закончен монтаж первого котла.
18 июня 1943 г. в Президиуме Верховного Совета РСФСР был подписан Указ: «Преобразовать рабочий поселок Юрюзань Катавского района Челябинской области в город районного подчинения, сохранив за ним прежнее наименование». Более 400 юрюзанцев не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны. Орденами и медалями за храбрость и мужество в боях за Родину были отмечены сотни наших земляков. Осенью 1943 г. артиллерист Иван Кукарин и минометчик Борис Малахов первыми форсировали Днепр и стали Героями Советского Союза. Звание Героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено уроженцу Юрюзани летчику-истребителю Дмитрию Сырцову, который совершил около пятисот боевых вылетов и лично сбил двадцать самолетов врага. Артиллеристы Владимир Климанов и Павел Раскатов стали участниками исторического Парада Победы в Москве.
Президиум Верховного Совета СССР за трудовые подвиги во время войны трижды награждал работников Юрюзанского патронного завода орденами и медалями. Во всесоюзном социалистическом соревновании коллектив завода 8 раз занимал первое место, 16 раз второе и 7 раз третье. Восемь раз вручалось коллективу Переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б) и Государственного Комитета Обороны. 20 апреля 1945 г. за бесперебойное обеспечение фронта патронами завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
После войны выпуск патронов был резко сокращен. Юрюзанский механический завод — градообразующее предприятие — стал изготавливать втулочно-роликовые цепи для комбайнов и сельскохозяйственных машин, промышленные цепи, электроподъемники (тельферы) и тракторные помпы. А с 1960 г. главной продукцией завода стали бытовые электрохолодильники «Юрюзань». Из года в год наращивался выпуск этой продукции, которая пользовалась огромным спросом у населения. В 1960 г. был изготовлен 201 холодильник, а к концу 1970-х гг. их выпуск достиг 220 тыс. штук. 18 мая 1972 г. в заводской музей революционной, боевой и трудовой славы был торжественно доставлен миллионный холодильник.
В послевоенные годы большого размаха достигло в Юрюзани жилищное строительство и благоустройство. 158 семей проживало в коммунальных домах заводского ЖКО, лишенных самых элементарных удобств. А четверть века спустя уже более половины населения Юрюзани проживало в многоквартирных жилых домах, где были и водопровод, и канализация, и горячая вода. В Юрюзань пришел природный газ. В мае 1972 г. на улице Гагарина газифицированы первые квартиры. За три года природный газ проведен в 1360 коммунальных квартир, 1940 газовых плит установлено в домах частного сектора.
В декабре 1972 г. сдан в эксплуатацию новый Дворец культуры. Это позволило здание церкви Рождества Христова, которое с 1930 г. использовалось как клубное помещение, возвратить верующим. В январе 1978 г. вместо старой деревянной плотины, разрушенной наводнением 1964 г., сдан в эксплуатацию железобетонный гидроузел на реке Юрюзани, а над ним — мост, связавший берега пруда. Транспортные проблемы помогли решить новый Семеновский мост, связавший центр города с южной окраиной Василовкой, и Лукинский мост. А через хребет Каменный в окрестностях города выстроены новые школьные здания, механический техникум, комплекс зданий среднего профессионально-технического училища № 21, новый больничный городок на Галицком поле, где размещается сейчас муниципальная больница. Городок юрюзанских энергетиков стал благоустроенным районом Юрюзани со всеми коммунальными удобствами.
Сотни цветных телевизоров в квартирах юрюзанцев обслуживает ретранслятор на горе Шуйде с его двухсотметровой вышкой-антенной. С 1954 г. юрюзанская детвора каждое лето отдыхала в загородном пионерском лагере «Золотой родник», который выстроил завод в живописной местности на берегу реки между Юрюзанью и железнодорожной станцией Вязовая. Улицы города покрыли асфальтом.
История города Юрюзани может быть интересна как ученым, так и экономистам-практикам. Юрюзанский завод дважды пережил катастрофу. В 1908 г. в эпоху капитализма он был закрыт и уничтожен. За годы советской власти стал крупным предприятием. Второй удар заводу нанесли реформы 1990-х гг. Нет больше старинного завода в Юрюзани. Бывший 14-й цех, где разместились «Альба-цепь» и Уральский завод нестандартного оборудования (УЗНО) на основной заводской площадке, — это только остатки завода, свидетельства его былого процветания.
Леонид СУРИН,
член Союза журналистов России,
почетный гражданин города Юрюзани