Своими знаниями об истории образования микрорайона Шанхай в Катав Ивановске поделилась Гридневская В.
Бабушка моя Матрена Кузнецова (Тормина) 1896 года рождения так рассказывала: «Шанхай начал строиться во время строительства железной дороги. Рабочие сначала строили землянки, жить где-то надо. Строили на современной улице Международной. Приехал из Верхне-Уральска Федул Тормин. Осмотрелся. Леса — сколько хочешь, сила есть. Позвал братьев из Александровки, выкупил делянку леса у устроителей железной дороги, срубил дом и поставил на улице Международной дом окнами на железную дорогу, а надворные постройки и ворота — «в улицу». Дом — на два жилья. В одной половине стал жить сам, а во второй жили приезжие китайцы с длинными косами. Они торговали сахаром (головами) и чаем».
Станция Запрудовка в 1960 году. За паровозом — здание диспетчерской, вдали — паровозное депо.
Дом этот и сейчас стоит на улице Междугородной. Когда улица только строилась, названия у нее не было. А когда стали строить дома от этого дома и до железнодорожного переезда, стали звать этот уголок Шанхаем из-за торговцев-китайцев, а улицу назвали Международной, когда на ней поселились жители разных национальностей. Первыми поселенцами были русские, китайцы, мордва, башкиры, татары.
Поселок рос вместе с железной дорогой: одной — на Златоуст, другой, узкоколейкой, — на Белорецк. Строились здания управления железными дорогами, на БЖД построили двухэтажное здание вокзала, которое служило до 1967 года, до закрытия Белорецкой железной дороги. Жителей прибывало. Стали строить дома на второй улице, и так ее и назвали — Вторая Международная. На первой улице у моста через выемку построили клуб, где демонстрировали фильмы, читали лекции, проводили танцы под гармошку. Построили магазин и склады. Магазин жив и сейчас — в народе прозванный белым. Рос поселок, появлялись новые улицы: Железнодорожная, Советская, Международная (самая длинная), Кирова, Комсомольская, Южноуральская. В таком порядке их зарегистрировали в 1960—1962 годах, так и называют сейчас. В годы Великой Отечественной войны железные дороги были значимой артерией.
По 24 поезда формировалось в сутки на БЖД и отправлялось в Белорецк.
Везли уголь, железную руду, нефть, бензин, мазут. Из Белорецка — прокат металла, черепицу, изделия из листового железа. Станция Запрудовка была загружена. Но, несмотря на всю значимость станции, население Шанхая, трудолюбивые, степенные, добрые люди, у коренных катав-ивановских жителей слыли бедняками и иногда обидно называли шанхайских жителей «босяками».
Время шло, жизнь менялась. В 70—80-е годы дома стали строить большие, светлые, лачужки уходили в небытие. «Красная больница» славилась в районе. Заведовал ею хирург «Божьей милостью», фронтовик, замечательный человек и незаменимый человек Федор Караваев. Многим людям он спас жизнь и память о нем жива в сердцах жителей Шанхая, Катава, и улица в Запрудовке носит его имя.
Я родилась и жила почти всю сознательную жизнь на улице Кирова. Всегда мы жили дружно, уважительно относились друг к другу, помогали в работе, в горе и радости были вместе. Я благодарна тому, что в моей жизни были жители Шанхая, моей улицы. Чуткие, для которых беда и горе не были чужими. Низкий поклон вам, жители Шанхая.
По материалам В. Гридневской, г. Катав-Ивановск и газеты «Авангард»