По материалам т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год, автор Н. Исакова. Фильм основан на исследованиях историков, краеведов (А. Мукомолова, Л. Сурина, В. Хохлова)
Перемены приходят на Катав – Ивановский завод в 1861 году. Сразу два грандиозных события меняют жизнь в этих местах. Первое — отмена крепостного права. Второе — у заводов появляется новый хозяин. Восемнадцатилетний наследник княжеского рода Константин Эсперович Белосельский — Белозерский вступает в свои права
Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Между прочим, завод оказался дороже свободы для катав- ивановцев и в 1861 году, после отмены крепостного права. От земли работный люд отказался, решив , что его хотят загнать в новую кабалу. Заводчане стали требовать у начальства паспортов для вольных промыслов. Но вскоре страсти улеглись, надежды померкли и жизнь катав- ивановцев пошла по протоптанной колее.
Но теперь у заводских крестьян появились свои представители во власти! Кто – то, из «народных избранников», действительно стал отстаивать интересы «своего брата — крестьянина», а кто — то воспринял свалившуюся на него власть, примерно так: «Прежде меня пороли, а теперь я могу пороть кого угодно!» Размахивали розгами и прикладывали печать даже к своему полушубку!
Зарплата рабочих увеличилась, но незначительно, на несколько рублей в год. Самый большой годовой заработок составлял теперь 30 – 40 рублей. При этом продукты после реформ подорожали в 2-3 раза. Пуд ржаной муки стоил теперь не 20, а 60 –70 копеек!
Но вернемся ко второму судьбоносному событию, случившемуся также в 1861 году…
Каким бы бурным не было море истории, какие бы штормы не волновали его, до этих мест всегда докатывались лишь легкие волны стихии реформ…. А если и начинало здесь что – то бурлить и двигаться, так только тогда, когда эпицентром волнений был сам Катав – Ивановск.
Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
В самом эпицентре реформ Катав- Ивановск оказался в годы правления заводами князя Константина Эсперовича Белосельского — Белозерского. Когда восемнадцатилетний наследник княжеского рода Константин Эсперович Белосельский — Белозерский вступает в свои права, изрядно отставшие от технического прогресса, полуразрушенные заводы настолько поражают его воображение, что он тут же берется за коренную перестройку предприятий.
К.Э. Белосельский — Белозерский
За несколько лет он фактически заново отстраивает все заводы и влезает в огромные долги. Тем не менее, молодой наследник решается на воплощение грандиозного проекта! Он намерен наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство для железных дорог России и Европы!
Но где взять на все это денег? Молодой реформатор закладывает часть своих предприятий и получает в казначействе ссуду в 2,5 миллиона рублей. На эти деньги он закупает в Европе самые современный рельсопрокатный стан и другое оборудование. Строит дороги и даже первую на Урале телефонную линию, связавшую два завода (Катав – Ивановский и Усть – Катавский).
В 1889 году на смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав- Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных рельсов.
В это время Катав – Ивановский завод становится самым мощным сталелитейным предприятием не только Урала, но и России. Бессемеровская сталь, изготовленная местными мастерами, считается лучшей. Способ ее производства долгое время хранится в строжайшем секрете.
Как отмечают историки, решение — пустить поезда в Сибирь через Уфу – Златоуст и Челябинск было спорным. Российские власти намеревались проложить этот путь через Екатеринбург. Однако, под натиском златоустовских, симских и катав- ивановских заводчиков правительству пришлось изменить свое решение.
Владельцам местных заводов удалось убедить власти в том, что дорогу выгоднее пустить через промышленные центры Южного Урала. С 1892 года львиная доля продукции Катав — Ивановского завода идет на возведение Транс- Сибирской магистрали.
Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Все это время крупнейший в России поставщик продукции для железных дорог (Катав – Ивановский завод) по – прежнему пользовался только гужевым транспортом. Те самые миллионы пудов стальных рельсов доставлялись на станцию Вязовая на телегах! Работая для железных дорог, многие катав- ивановцы видели поезд разве, что на картинках…
В Катав-Ивановске до сих пор можно обнаружить рельсы 1887 года в самых неожиданных местах. Кое — где, например, они служат опорой телеграфным столбам.
Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
В это же время в Катав- Ивановске появляется чуть ли не единственная в Росссии телефонная линия. К 1881 году заводским инженерам удается объединить телефонной связью три предприятия Белосельских — Белозерских и станцию Вязовая.
Первая в России столбовая телефонная линия, связавшая Катав- Ивановск , Юрюзань, Вязовую и Усть – Катав, превышала 50 километров. Впервые в России голос преодолел неслыханное по тем временам расстояние!
Ничего подобного не было в тот момент даже в столицах! И Москва, и Петербург только приступают к строительству телефонных линий! А на Южном Урале уже третий год бегает по проводам от завода к заводу человеческий голос!
Техническая революция изменила не только завод, но и жизненный уклад катав- ивановцев.
Зарплата рабочих растет. Заводчане получают бесплатную медицинскую помощь, бесплатный лес на строительство домов, ежегодно рабочим выдаются бесплатные комплекты рабочих инструментов и «спецодежды». Инвалиды, сироты, вдовы, старики получают от заводских властей денежные пособия и продукты. Подростки бесплатно обучаются в заводских ремесленных училищах и церковно – приходских школах.
Наиболее предприимчивые рабочие уходят в это время с завода и открывают свое дело. В городе появляется купечество. Развивается торговля и ремесла.
Дом купца Большикова. После революции здесь разместились городские учреждения. Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Катав- Ивановск. Типичная улица горнозаводских городов. Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
В это же время (в конце восьмидесятых) Катав — Ивановск пополняется инженерами, механиками, врачами, учителями…Открываются земские школы и больницы…
Первая земская больница. Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Однако капиталистическим оазисом Катав — Ивановск был не долго. Не больше двадцати лет… Все изменил мировой экономический кризис. В начале 20 века цены на железо упали. Рельсопрокатное производство стало убыточным. Продукция Катав – Ивановского завода начала оседать на складах предприятия.
На банальный вопрос «что делать?» промышленник находит оригинальный ответ… Белосельский — Белозерский решает пустить залежавшуюся продукцию своих предприятий на строительство железнодорожной ветки от станции Вязовая до собственных заводов! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, он умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе . Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский — Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года!
Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Эти 34 стальные версты, соединившие Катав — Ивановск со станцией Вязовая, стали для города дорогой жизни. Впрочем, тогда эту дорогу называли по – другому – «золотой дорогой»!
Фото из музея Катав-Ивановска.
Проект считался неслыханно дорогим! Он обошелся государству в 2 миллиона 500 тысяч рублей.
Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
В 1905 – ом году катав-ивановцам довелось увидеть своими глазами картину под названием «прибытие поезда».
Железная дорога – последний проект великого реформатора, бывшего хозяина этих мест, князя Белозерского.
Фото из музея Катав-Ивановска.
Фото из музея Катав-Ивановска.
Контантин Эсперович Белосельский — Белозерский принимает неожиданное для всех решение о создании Акционерного общества. 5 февраля 1900 года князь получает разрешение на заключение долгосрочного арендного договора с Южно –Уральским анонимным металлургическим обществом (сроком на 60 лет). При этом Белосельские — Белозерские остаются основными держателями акций своих предприятий.
По заводам среди рабочих поползли слухи о том, что хозяева продали их французам и, что теперь – «заводу недолго осталось»…
За несколько лет акционирования Катав-Ивановский завод и, правда, пришел в упадок…После десяти лет процветания!
12 июля 1908 года опекунский совет (при согласии князя) закрывает Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы.
Завод. Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Это страшное известие жители города принимают спокойно. Они просто не верят в закрытие дела, которое полтора века было в этих местах синонимом жизни. С плачем и молитвами они собираются у завода, еще не зная того, что в следующий раз двери проходной распахнутся для них только через шесть лет. Чиновники самого высокого ранга обещали рабочим возобновить работу завода в самое ближайшее время. Но этого не случилось… Закрытие двух крупнейших на Южном Урале заводов, кормивших десятки тысяч человек, стало настоящей катастрофой.
Катав — Ивановск. Начало века. Фото из архива В.И. Хохлова
Действия Опекунского совета и Белосельских — Белозерских были признаны правительством антигуманными. На Урале заговорили о тесной связи бельгийцев с конкурентами на юге России, где рельсопрокатное производство в то время активно развивают немецкие промышленники
Семь тысяч человек находят в это время работу на заготовках леса, сотни рабочих отправляются на промыслы в другие города, десятки бывших заводчан открывают собственные мастерские, маслобойни, торговые лавки, кузницы и литейные цеха.
Катав-Ивановский завод. Кадр т/ф «Сказ о железном деле», 2007 год
Только через 6 лет предприятие возобновило свою работу. В 1910 году, рядом с окрестными заводами геологи обнаружили залежи мергеля. На базе металлургического производства было решено начать выпуск цемента. В 1914 году катав- ивановцы получают первую партию высококачественной продукции. Постепенно заводчане увеличивают объемы производства портланд – цемента до 25 тысяч тонн в год…