Мало кто, наверное, за всю историю Катав-Ивановска, знал так много о родном городе, как краевед Владимир Хохлов. Ему было присуще умение за сухими архивными цифрами и сводками увидеть жизнь Катав-Ивановска, собирать по крупицам воспоминания людей о своих предках. Особенно трепетно он относился к фотографиям – ведь это документ, который не переиначишь, не будешь трактовать в угоду времени и строю.
В последние месяцы своей жизни Владимир Иванович работал над брошюрой об истории Катав- Ивановска. Ему даже удалось напечатать небольшое количество экземпляров. К 255 летнему юбилею Катав-Ивановска были опубликованы выдержки из его брошюры «На Катавских и Юрюзанских берегах». Посвятил свой труд краевед родителям Ивану Васильевичу и Клавдии Тихоновне Хохловым.
Первое столетие развития (1755 г.— 1855 г.)
Симбирские купцы-заводчики Твердышевы и Мясников покупали крепостных крестьян и даже целые деревни в своих родных поволжских краях, которые они хорошо знали. Народ этот был им близок и по говору, и по обычаям, и по склонности к старообрядчеству. Народ крепкий, надежный, без вредных привычек. Кроме того, здесь дешевле можно было приобрести крепостных, ибо в Поволжье ощущалась земельная теснота, усилилась потребность помещиков в деньгах в связи с ростом товарно-денежных отношений.
Особо много крестьян было куплено и перевезено с 1752-го до 1762 год из Симбирского (3335 душ муж. пола) и Арзамасского (2277 душ муж. пола) уездов.
Возникший при основании завода поселок имел всего 9 кварталов со 114 домами и пятьюстами жителями. Поселок стоял на возвышенности с уклоном на запад, над заводом (на юг от него). Перед селением, восточнее, на высшей точке — деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. За церковью в сторону завода — дом приказчика, дом заводской конторы, угольные и рудные сараи. На Курмышинском мысу был выстроен провиантский магазин.
В селении две двусторонние улицы: Никольская (ныне К. Маркса) и Никитинская (Д. Тараканова). Два узких, крутых, горбатых переулка. Северную и южную околицы составляли односторонние улицы Застенная (Труда) за защитной стеной от обрыва над заводом и Калиновская (потом — Пролетарская, теперь — Ленина) в низине, по которой стекали дождевые и вешние воды северного, южного и восточного склонов.
На технологической заводской протоке Канавы в районе теперешнего ПУ была устроена плотинка, образовался прудок. Мощное, толстостенное каменное двухэтажное здание необходимой и непременной на каждом заводе водяной лесопилки, мучной мельницы. Люди называли сооружение «водяной пильной». Первый этаж «пильны» сохранился до сих пор и даже используется. От ПУ его отделяет только Канава, а соединяет мостик. Выше прудка уже был проложен Гусев мост. На Катае уже существовал Срытный мост, по которому проходил единственный короткий путь в северном направлении.
С момента основания села Катав его западная околица более 80 лет проходила по линии теперешнего Большого переулка. В западной сырой низине строится было невыгодно. Поэтому там были только огороды, поля, пастбища. А для защиты от нападений эта западная околица под бугром была удобна. Как и другие околицы, она была укреплена деревянным оплотом с вышками и другими сооружениями. В свое время пугачевцы угрожали завалить эту защитную стену сеном и зажечь. Но этого не случилось.
И только когда поселку стало некуда расширяться, а угроза нападения исчезла, село вынуждено было тянуть свои улицы на запад, где вдобавок еще мешала река Катай, одним рукавом доходившая до линии улицы Калиновской (Ленина).
В 1850 году появились оба порядка домов до Большого переулка 1-й Городишенской улицы (Красноармейской). 2-я Городишенская (Пугачевская) пока остается односторонней. Красный порядок домов. Да еще и с разрывами. Это два домовладения по углам Узкого переулка. Теперь тут дом Зюзиных и площадка детского дома. Большие площади огородов при домах.
Ломовка, как ближайший к заводу район, вся застроилась. Село Катав в своем развитии на север уперлось в реку Катай, гору Элеоноровскую (Еленовскую, Еленовку, Веселовку) и стало выселяться уже и на Веселовку. Выселившиеся на гору образовали тут первую одностороннюю, но с разрывами на юг улицу. Для расширения осталось только западное направление, хотя там и были низкие и сырые места, особенно ближе к реке Катай, которая одним рукавом от Крутого Камня Колышкино в месте слияния с Канавой поворачивала на юг и заходила на Калиновскую улицу. Вот почему наши улицы Никольская (К. Маркса) и Никитинская (Д. Тараканова) остались такими короткими. На запад — только до бывшего Нижнего базара. Река им преградила путь. Потом реку отвели, а на бывшем острове организовали стадион и базы.
Со временем в районе Большого переулка образовался второй центр поселка. Волостная управа и дом строителя-десятника Петра Евсеевича Голубцова в пересечении с Никольской улицей. Дом, мастерская и магазин предпринимателя и спонсора пожарного дела Григория Егоровича Кучина в пересечении с улицей Никитинской. То же самое и у купцов Больщиковых на квартал ниже по этой же улице на углу с Больщиковым переулком. В пересечении с Калиновской стоял трактир (теперь здесь кирпичный теремок ветлечебницы). Рядом — магазин Кучиных. Теперь это магазин «Радуга».
Далеко за бугром, на южном конце переулка находилось здание большого сушила древесины для завода и на продажу. Рядом, севернее, в 1914 году было построено земское начальное училище (потом школу там так и звали «сушилкой»). Задумывался на Большом переулке и храм, но построить его не успели.
Первым домом деревни Запрудной (теперь микрорайон города Запрудовка) был большой дом подрядчика на берегу пруда в начале улицы Восточной. В этом доме жили его прислуга и дворник. Подрядчик в своих интересах содействовал строительству моста от своего дома через пруд в Курмыш. Это дало толчок к заселению восточного берега пруда при 1-м и 2-м Запрудных ключах. Огороды и луга — в низине у пруда, а дома на более высоких местах.
В начале 1890-х годов из Перми в Катав-Ивановский завод на клепку кауперов доменного цеха приехал с семьей мастеровой Кораблев. Он купил этот дом подрядчика, раскатал его и собрал из этого материала два дома, которые целы и по сей день (это дома №4 и 6 по Восточной улице). Уцелели даже доски с карниза дома подрядчика с вырезанными на них цветами и надписью «1849 ГОДА». Ранее другие дома в Запрудовке не строились. Поэтому не будет большой ошибкой считать годом основания деревни Запрудная 1849 год. Это подтверждают и старинные планы. Центр деревни будет не застроен и называться станет Поляной. Позднее там поставят часовню Александра Невского. Теперь здесь клуб «Маяк» и стадион.
Вторая часть брошюры – это выдержки из газеты «Уфимские губернские ведомости» за 1893 и 1894 годы.
По материалам газеты АВАНГАРД, 2010