Армянский дом – он был, построен в 70-е годы XX века для работников завода и строила этот дом бригада заезжих армян, бригадиром был Андрей. Состав бригады менялся кто-то уезжал, приезжал, а бригадиром неизменно оставался Андрей. Они построили много школ, магазинов, жилых домов, но только один восемнадцатиквартирный дом в Юрюзани до сих пор называют армянским.
Галин магазин – магазин в Сосновке по улице 1 мая в большом купеческом особняке, назвали его так в честь, проработавшей там продавцом 25 лет Самсоновой (Акшенцевой) Галины Ивановны.
Все очень любили этот уютный магазинчик и добрую, улыбчивую «хозяйку» Галю, поэтому так и говорили: пойду к Гале, пойду в «Галин магазин». А очереди были длиннющие, то за хлебом, то за другими дефицитными продуктами, поэтому у магазина, в магазине проводили порой время с утра и до закрытия. Обсуждали все новости и наболевшие вопросы. Порой друг друга спрашивали: «Ты в магазин ходила? Что там новенького?»
Мокрая поляна – вовсе и не похожа на поляну, она похожа на небольшую возвышенность, пригорок. Под землей там били ключи, место было топкое, болотистое росли елошины. На Чапаевой улице люди пытались выкопать колодец, но так как там скала, он получился не глубокий, вода всё-таки была, для бытовых нужд. Со временем поляна преобразилась, кустарники были вырублены и построены дома.
Мохнатая деревня – это народное название участка ЮРЭС ближе к 14 цеху. Там живут староверы, а называют их «Бугульминские». В годы сталинских репрессий в Юрюзань были выселены граждане районов Бугульмы. В основном они часовенные и единоверцы. Выживали, как могли. Бугульминский народ суровый, но трудолюбивый. Всё делали своими руками. Постепенно выросли улицы из новых домов. Бугульминцы глубоко верующие люди. Живут по своим Канонам. Женщины не должны стричься, а мужчины должны носить бороды. Едят вместе только со своими людьми. У бугульминцев строгий запрет на алкоголь, курение, двоеженство – всё это похоже на секту. Жили они сплачённо, помогали друг другу, жизнь налаживалась. Дома перестраивались в более просторные. Многие семьи стали богатыми – мохнатыми.
Сорока – это дом, построенный на берегу реки Сильи. Первоначально он на самом деле состоял из сорока квартир. Со временем дом разрушился, а на его месте построили новый дом, но уже меньше на половину.
Тульские дома – во время Великой Отечественной войны в Юрюзань был эвакуирован военный завод из города Тулы, а вместе с ним и рабочие которым было необходимо где-то жить. После войны часть туляков вернулась на родину, а остальным построили однотипные дома, продолжение улицы III Интернационала состояло из них. В настоящее время облик домов значительно изменился.
Хитрый дом – в 30-е годы XX столетия в Юрюзани появился канифольный завод, на котором работало много молодёжи, особенно девушек с разных мест России. Для них было построено женское общежитие. В него постоянно стремились попасть молодые люди, а строгий комендант не пускал их к девушкам в гости. Вот тогда-то они и шли на разные хитрости, кто-то забирался через окно по подставной лестнице, кто-то отвлекал вахтёров, а в это время, кому-то спускали простынь и на простыни поднимали вверх. За эти хитрости и назвали дом «хитрым». Сейчас это обычный жилой дом.
Широкая улица – до 70-х годов XX века дома по улице III Интернационала стояли по левому и правому порядку далеко (от 150м до 300м) друг от друга. Середина улицы не застраивалась, так как там проходила водная жила, выбивали ключи. Поэтому улицу народ и прозвал Широкой. В 1970-х годах здесь было построено новое современное профессиональное техническое училище, где готовили специалистов по многим специальностям для работы на Юрюзанском Механическом заводе.
Составлено по воспоминаниям старожилов Юрюзани.