На улице Мельникова в Катав-Ивановске, которая расположилась в Запрудовке, живут неравнодушные жители. Они проводят интересные праздники, встречи, рассказывают о них в нашей газете. Чувствуется, что им вместе хорошо и отдыхать, и трудиться, обустраивая территорию вокруг домов.
И названа эта улица в честь такого же неравнодушного нашего земляка Александра Мельникова, который погиб в 23 года, отдав свою жизнь за дело большевиков. Начиная проект «Моя улица», изучая истории жизни людей, в честь которых названы улицы, удивляешься, что большинство из них прожили очень короткую жизнь, но успели остаться в памяти народной. И пусть кому-то их идеалы сегодня кажутся утопическими, неправильными, но вызывает уважение беспредельная вера этих людей в свою мечту, ради которой они не жалели самого дорогого — своей жизни.
Александр родился в большой семье. Его отец Степан Мельников был мастером модельного цеха Катавского завода. Вся семья была революционно настроена. Степан Григорьевич вступил в большевистскую партию в 1903 году. Александр был другом другого будущего революционера — Дмитрия Тараканова. Вместе они учились, вместе после окончания училища, в 1909 году, пришли на завод.
По примеру отца Александр встал на революционный пути. Ему была поручена работа с катавской молодежью. После Октябрьской революции все свои силы и талант организатора Александр Мельников направил на укрепление советской власти в Катав-Ивановске. Он ушел с завода и целиком переключился на работу в штабе Красной гвардии и в Совете, которым руководил Василий Гусаров. Александр был его заместителем, отвечал за финансовую часть.
В феврале 1918 года Александра Степановича перевели в Уфимский губернский штаб Красной гвардии. Весной того же года он несколько раз приезжал в сопровождении красногвардейцев в Катав-Ивановск с поручениями от Уфимского штаба и ревкома.
К тому времени Александр был женат. У них с женой Татьяной уже росла маленькая дочка.
Своими воспоминаниями Татьяна Мельникова поделилась с краеведом Леонидом Суриным, и они были напечатаны в «Авангарде» в 1970 году.
«Я оставалась жить в Катаве и даже не помышляла переезжать в Уфу, чтобы не стеснять его, — пишет Татьяна Ивановна. — Революционный подъем масс был тогда так велик, что вся личная жизнь наша словно растворилась и отошла на второй план. Я не помню, чтобы мы с мужем во время редких встреч обсуждали какие-нибудь семейные вопросы, намечали планы дальнейшей жизни. Окончательная победа революции — вот чем мы жили в то время».
И ведь это действительно было так. Людей настолько захватывала революция, что ни о чем другом они и помыслить не могли.
Последний раз перед самым приходом белых в Катав-Ивановск Александр на минуту забежал домой к жене и дочке и поспешил в лес за красногвардейским отрядом. Его вскоре разбили, белые ловили по лесам и арестовывали тех, кто хотел скрыться.
— Александра Мельников и Михаила Путилина поймали последними и привели в Катав-Ивановск. Командиров и комиссаров содержали под арестом в штабе (ныне здание музея), а рядовых красногвардейцев — в сарае (сейчас на этом месте стоит Дворец культуры). На третий день Александра вместе с товарищами отправили в Златоустовскую тюрьму, где подвергли пыткам и издевательствам, — рассказывает Зинаида Слепова, сотрудник Катав-Ивановского краеведческого музея.
Дважды ездила его супруга Татьяна Ивановна на свидания. Она вспоминала, что он отдал ей свое белье и все время показывал на шею. Только дома она догадалась, что в вороте рубашки что-то есть. Точно. Это было письмо.
В музее Катав-Ивановска есть небольшая брошюра «Бессмертие», в которой изданы письма революционеров. Есть там и те, что Мельников передавал своей жене.
«Товарищи, мы шли честно, добивались счастья для всех угнетенных…Вот уже более двух недель я сижу и жду каждый час расправы. Каждую минуту, каждый час я ожидаю расправы. Прощайте, отец и мать. Ваш сын погиб за идею, за освобождение трудящихся».
В последний приезд в Златоуст Татьяна Ивановна узнала от какого-то мальчишки, что катавских расстреляли, он даже показал, где. Она увидела присыпанные землей тела и начал лихорадочно ее раскапывать: появилась рука, а в ней платок. Схватила его. Но тут подоспел белогвардеец и отогнал женщину. Потом оказалось, что это платок расстрелянного Петра Киселева, его жена узнала платок. 8 апреля 1918 года Александр Мельников был расстрелян в Златоусте вместе с другими катавскими красногвардейцами. Летом 1919 года, когда Урал был освобожден от белогвардейцев, в Златоусте были похоронены катавские большевики.
В середине 60-х годов прошлого столетия совет ветеранов Катав-Ивановска вышел с предложением назвать некоторые улицы города в честь погибших большевиков. Тогда и обрела свое название улица Мельникова.
Портрет Александра Мельникова был на стеле на площади Катав-Ивановска, около храма. К нему подходила женщина, гладила портрет и приговаривала: «Сашенька, Сашенька». Это была сестра Александра Степановича. Кстати, и сегодня в Катав-Ивановске живут родственники красногвардейца Мельникова. В следующем году будет 100 лет, как он погиб в Златоустовской тюрьме. А улица до сих пор напоминает жителям Катав-Ивановска о человеке, который не поступился своими идеалами и верил, что будущее будет прекрасно.
По материалам газеты “Авангард”.
Использованы материалы Леонида Сурина, краеведческого музея.