Вязовая – поселок в составе Усть-Катавского городского округа. Расположен в южной части территории округа, на берегу реки Юрюзань. В 1889-1890 гг., во время строительства железной дороги Уфа-Златоуст, была сооружена железнодорожная станция. По всей видимости, станция получила название от расположенной близ нее горы Вязовой либо от вязовой рощи в устье Вязовского ключа.
В конце 1890-ых гг. при этой станции был основан одноименный поселок, который тогда относился к Юрюзанской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии. В начале 20 века на станции Вязовая создается паровозное депо. В 1903-1905 гг. от станции была протянута 35-вёрстная железнодорожная ветвь к Юрюзанскому и Катав-Ивановскому заводам.
Со временем станция Вязовая становится узловой, сортировочной для обработки вагонов с цементом из Катав-Ивановска, с холодильниками Юрюзанского завода, других грузов Катав-Ивановской ветки. В 1934 году станция была отнесена к Южно-Уральской железной дороге. В 1970 г. на станции имелись товарная и багажная конторы, пункт технического осмотра вагонов, локомотивное депо, дистанция пути, узел связи, больница, отдел рабочего снабжения.
К 1917 г. поселок Вязовая – один из значительных населенных пунктов на железнодорожной магистрали; его население составляло 739 человек. В поселке имелась церковь. Строительство церкви началось в 1897 г. по инициативе жандармского унтер-офицера П.А. Лупанова, 28 марта (9 апреля по новому стилю) 1898 г. церковь была освящена в честь Преображения Господня. Храм был небольшой, деревянный, с одним куполом и располагался восточнее вокзала. В 1917 г. при храме было основано сестричество. После Гражданской войны здание церкви некоторое время пустовало, затем службы возобновились.
В 1929 (или 1930) г. храм был закрыт, колокольня разрушена, иконы сожжены. В нем разместились партийный комитет ВКП(б) и другие учреждения. Около 1940 г. к бывшему церковному зданию был сделан пристрой, и оно функционировало позднее как клуб железнодорожников. В 1960-ых гг. это здание снесли и на его месте построили кирпичное здание клуба железнодорожников типовой кубообразной формы.
Во время Гражданской войны посёлок Вязовая с 4 июля 1918 г. по 6 июля 1919 г. находился в руках белочехов и белогвардейцев. По состоянию на 1926 г., поселок относился к Юрюзанскому сельсовету Катав-Ивановского района, входившего в Златоустовский округ Уральской области. Тогда в Вязовой насчитывалось 977 человек, имелась школа, действовал кооператив, работали почта, телефон, телеграф. 27 августа 1928 г. Вязовая была отнесена к категории рабочих поселков, построены больница, детский сад.
В 1930-ых гг. в Вязовой организуется артель «Авангард». В Великую Отечественную войну, в 1943 г., высокого звания Героев Советского Союза были удостоены сержант, командир отделения 63-го лыжного батальона Алексей Степанович Головин,
до ухода в армию работавший на станции Вязовая путеобходчиком, и уроженец Вязовой, командир и наводчик противотанкового 45-миллиметрового орудия гвардеец Иван Александрович Кукарин.
В 1970 г. в поселке Вязовая проживало 3413 человек, в 1983 – 3,8, в 1995 г. – 2,4 тыс, в 2005 г. – около 2000 человек. На 1 января 2010 г. здесь проживало 1815 человек. В 2000 г. на расположенной у клуба железнодорожников площадке был открыт памятник вязовчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В 2004 г. рабочий поселок Вязовая был преобразован в сельский населенный пункт (поселок). Заметным явлением в жизни Вязовой 2000-х гг. стала реставрация ее железнодорожного вокзала, являющегося памятником архитектуры. В августе 2012 г. Вязовская средняя школа № 23 переместилась из старого здания в другое – капитальное перестроенное здание бывшей железнодорожной больницы.
По материалам:
А. П. Соколова, научного сотрудника МКУК «Историко-краеведческого музея»
укго.рф